Теперь за право первыми основать на Луне колонию соревнуются одновременно КНР, США и Европа. Россия уже обещала построить первую лунную колонию еще... в 2015 году. Поскольку из этого ничего не получилось – россиянам приходится теперь "запрыгивать на подножку" к американцам...

Посадить своего космического робота "Чанге 4" на обратной стороне Луны китайцы успели еще до Нового года – эта посадка была совершена 7 декабря 2018 года. Китайское космическое агентство действительно может гордиться успешно проведенной операцией, хотя следует отметить, что сейчас ни одна масштабная "космическая одиссея" не может полностью принадлежать какой-то одной стране. Скажем, на борту "Чанга" было несколько приборов, разработанных специалистами из других стран – например, немцы предоставили разработанный в университете Киля измеритель космического излучения. Но все равно эта посадка является большим прорывом именно для китайского космоплавания.

Читайте также: США и Трамп: охота на "персону №1"

Лунные богини


24 октября 2007 года. Старт ракеты с аппаратом "Чанг'е 1" на борту / Фото Awionews

Свою амбициозную лунную программу китайцы начали 11 лет назад: 24 октября 2007 года к луне отправился первый аппарат из КНР – "Чанг'е 1". Назван он был именем китайской лунной богини. Это было только начало. Теперь китайцы обещают, что через десять лет учредят на Луне свою первую колонию.

В отличие от традиционных "космических держав", Китай избрал собственный путь изучения спутника Земли. Китайская программа освоения Луны хоть и нуждается в сотрудничестве с такими партнерами, как Европейское космическое агентство ESA, чтобы поддерживать связь со своими зондами через европейскую сеть ESTRACK, но все основные компоненты космических аппаратов изготавливаются именно в Китае. Впрочем, китайское космическое агентство CNSA, по крайней мере, частично сотрудничает с частными космическими компаниями, прежде всего, с США.

"Чанг'е 1" вращался вокруг Луны примерно год и четыре месяца подряд, пока 1 марта 2009 года его планово не "сбросили" на лунную поверхность. Этот зонд изучал, в первую очередь, сочетание минералов и направления солнечных ветров вокруг спутника, чтобы выяснить, где именно можно было бы наилучшим образом основать колонию.

Полученные данные послужили также для подготовки двух следующих миссий: "Чанг'е 2" стартовал 1 октября 2010 года – по конструкции, он был похожим на своего предшественника, но имел модернизированную телекамеру и облетал Луну по значительно более низкой орбите. Это позволило ему получить высокоточные фотографии и более детально "прицелиться", выбрать возможное место для посадки "преемника".

И этот "преемник" не заставил себя долго ждать: автоматический корабль с названием "Чанг'е 3" 14 декабря 2013 года, после двухнедельного пребывания на орбите Луны, совершил посадку и выпустил луноход "Юту". Этот ровер путешествовал по лунной поверхности 31 неделю подряд – правда, связь с ним был не очень устойчивой, бывало так, что он неделями не мог передавать собранные данные на Землю.

Но хитрые китайские космические инженеры предусмотрели и это. Ведь на орбите оставался старый, надежный "Чанг'е 2". Именно он получал дублирующие сигналы от "Юты", накапливал их, а, когда стало понятно, что связь с Землей оборвалась – совершил то, чего до него не смог еще ни один автоматический зонд: он покинул орбиту Луны и добрался до одной из так называемых "точек Лагранжа" – то есть места, где силы притяжения Земли и Луны уравновешивают друг друга. Точка L2 находится примерно в 1,5 миллионах километров от Земли – именно оттуда "Чанг'е 2" передал в центр управления все данные, собранные лунным ровером. В то же время он успел приблизиться на расстояние всего в 3,2 километра к одному из астероидов, которые летают вокруг Земли по высоким орбитам, и подробно сфотографировать его.

Дело за астронавтами?


Так будет выглядеть орбитальная станция Deep Space Gateway / Фото NASA

Теперь Китай берет "на прицел" обратную сторону Луны – именно туда сел "Чанг'е 4" и именно туда будет отправлен следующий космический аппарат – "Чанг'е 5". Пятая миссия уже началась: 31 октября 2014 года был запущен тестовый зонд "Чанг'е 5-Т1". Он облетел Луну и успешно вернулся на Землю. Его нагрузили 14 килограммами экспериментального груза, причем не китайского, а немецкого и люксембургского происхождения – от бременской фирмы Otto Hydraulik (OHB) и компании LuxSpace из Люксембурга. Главная цель эксперимента – выяснить, можно ли нормально вернуть автоматическую капсулу на Землю.

Потому что "Чанг'е 5" должен не только совершить посадку на Луну, а еще и вернуться с пробами почвы с того места, где китайцы надеются основать свою колонию. Это – огромный шаг на амбициозном пути создания условий для жизни и работы людей на Луне. Сейчас наблюдатели прогнозируют, что первый экипаж будет высаживаться примерно там же, где высаживались 16 июля 1969 года американцы Нейл Армстронг и Эдвин "Базз" Олдрин с корабля "Аполло-11" (к величайшему сожалению, их третьего товарища, Майкла Коллинза, в этой связи мало кто вспоминает, ибо он остался на орбите "присматривать за хозяйством").

Читайте также: Грустные мысли: обречен ли наш мозг на отчаяние и мрак?

Смешная деталь: не так давно кремлевский куратор российских космических программ Дмитрий Рогозин, под руководством которого падает все больше и больше российских кораблей и спутников, заявил, что американцы, мол, на луну вообще не высаживались и просто обманули все человечество. В ответ руководство NASA предложило россиянам "слетать самим и проверить". Похоже, что россияне на подобные проверки сейчас просто технически несостоятельны – "слетать и проверить" решили китайцы... Впрочем, сейчас еще неизвестно, когда именно стартует "Чанг'е 5". Ранее китайское космическое агентство CNSA надеялось запустить его еще в 2017 году, но теперь уже никаких конкретных сроков не называет...

Вообще, космическое планирование – дело неопределенное и неблагодарное. Те же россияне, которые утверждают, что американцы на Луну не летали, сами обещали, что первая русская колония будет основана там уже в 2015 году – причем не просто основана, а будет иметь постоянное соединение с Землей при помощи многоразового корабля, которого в природе еще не существует, но которому дали красивое название "Клипер". Кроме того, планировалось вывозить с Луны массу полезных ископаемых на космическом грузовике "Паром" – кроме названия, ни одной гайки от этого корабля также на свете не существует. Об этих планах российские космические руководители сейчас стараются не вспоминать (как и вообще о собственных планах освоения космоса), а взамен решили присоединиться к международной программе завоевание Луны – программе, которую ведут те же США, о которых они рассказывают, что те обманули в 1969 году весь белый свет...

Относительно американцев, то NASA планирует для начала построить на орбите Луны целую космическую станцию. Проект с названием "Deep Space Gateway" (а такое название было выбрано не просто так: именно Луна является наиболее удобным "естественным" портом для дальнейшего скачка человечества к другим планетам) рассчитывают завершить в период с 2024 до 2026 года. В нем официально участвуют и россияне – правда, как можно понять из официальных источников, несколько странным образом: американцы финансируют проект, разрабатывают блоки и приборы, строят станцию, а россияне... предоставляют экипаж. Как тот говорил: "Куда конь с копытом, туда и рак с клешней".

Впрочем, если NASA это устраивает – то почему бы и нет? В конце концов, косвенным образом в проекте принимают участие и те же китайцы и европейцы – так, европейское космическое агентство ESA разрабатывает и выпускает жилые модули для будущей "рабочей лошадки" NASA, космического корабля "Орион", который должен доставлять детали новой станции к орбите Луны. Несколько европейских стран рассматривают сейчас возможность взять в проекте прямое участие. Присоединиться к нему могут также Япония, которая направляла в 2007 году к Луне свой зонд, и Индия, чья лунная программа началась в 2008 году запуском к спутнику Земли орбитального корабля и стационарного посадочного модуля.

То есть, работают и вкладываются все. Американцы принесли в программу корабли и проект станции, европейцы – модули и измерительную аппаратуру, японцы, китайцы – собранные данные, индийцы – деньги... Ну, найдутся добрые люди – принесут и российских космонавтов...

Что делать на Луне?


Проект SinterHab – станция, которую планируют построить на Луне / Фото Hi-News

Следует отметить, что особой коммерческой выгоды от этого проекта никто не ждет. Странам-соучастницам более интересно расширить свои исследовательские возможности и учредить космический порт, с которого можно будет стартовать дальше, вглубь или, наоборот – на окраину Солнечной системы. Особенно интересуются проектом астрономы – с обратной стороны Луны можно наблюдать звездное небо значительно лучше, чем с Земли или даже с земной орбиты. Кроме того, это – отличная площадка для испытания новой техники – прежде всего, для будущей миссии на Марс.

Много чего полезного с точки зрения ученых можно получить от этого проекта – а вот с точки зрения индустрии нет. Скажем, желанные "Роскосмосом" лунные полезные ископаемые вряд ли в ближайшее время доберутся до Земли – космический грузовик "Паром" так и остался красивой сказочкой, поэтому доставлять с Луны грузы в промышленных объемах пока что "не светит".

Именно поэтому, кстати, до сих пор в мире нет ни одной частной компании, которая бы хоть планировала заниматься "космической горной промышленностью" – тот же Илон Маск именно поэтому не захотел участвовать в "лунном" проекте. Зато он, как известно, готовит сразу экспедицию на Марс – и именно в этой амбициозной программе ему помогают конструкторы из КБ "Южное". Может, Украина и не будет первой на Луне, но вполне возможно, что пара-тройка модулей в желто-голубых цветах окажется на Марсе...